К 125 летию со дня рождения Василия Ивановича
Сурикова, в залах Третьяковской галереи открылась выставка его акварелей. С
именем Сурикова привычно отождествлять грандиозные много фактурные полотна,
запечатлевшие эпизоды русской истории.
В организации подобной выставки есть своя
закономерность. Она объясняется не только тем, что большие исторические полотна
В. Сурикова экспонировались, неоднократно и теперь у зрителей и исследователей
возникла потребность узнать иные грани творчества художника. Дело не в простой
очередности знакомства с наследием художника, но и в определенной эстетической
закономерности, продиктованной запросами времени.
Как отмечалось в статье М. Немировской (журнала
«Искусство»1973,№2) Своеобразие суриковых акварелей, их высокий уровень, их
«неожиданность» в творчестве живописца, столь цельного, с четко очерченным
кругом тем и образов, отмечалось и ранее.
Выставка, где акварели показаны отдельно,
организованна в первые, сам факт устройства такой выставки есть очередное
признание большой самостоятельной роли суриковой акварели. Стремление передачи
света, воздуха единства предмета и среды, его окружающей, стало отличительной
чертой русской живописи, уже в конце 70 годов.
Под знаком тенденции развивается творчество самых
различных мастеров – от Репина и Сурикова до Паленова и Левитана.
Интересный и многочисленный раздел выставки-
этюды и композиционные эскизы. Эти подготовительные работы представляют
богатейший материал для суждения о методе работы художника, о соотношении в его
творчестве впечатлений натуры и воображения, о поисках типов, характеров, об
этапах сложения композиции и многом другом. Выразительность и глубина
живописных этюдов Сурикова отмечалась неоднократно.
Такие шедевры, как «Голова боярыни Морозовой», «
Смеющаяся девушка», явно выходили за пределы сугубо подготовительных «штудий».
Можно сказать, что путь развития Сурикова-акварелиста нами
прослежен в самых общих чертах. Эстетическая самостоятельность и высокая
значимость акварелей художника предстает на выставке как непреложный факт.
Но, кроме того, выставка акварели, с неожиданной силой дает почувствовать
внутреннюю подоснову, природу художника.
|