ИСКУССТВО (от церк. -слав.
искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст. -слав. искоусъ — опыт, реже
истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог
выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе;
творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только
самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) —
один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной
картине восприятия мира.
Понятие искусства крайне широко — оно может
проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой
области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности,
удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных
эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая
деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
В масштабах всего общества, искусство — особый
способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной
деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так
и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех
поколений.
Этимология слова «искусство», как в русском, так
и в греческом языке (греч. — «искусство, мастерство, умение, ремесло»)
подчеркивает такие положительные качества, как мастерство и искусность.
Определение термина
В наиболее общем смысле искусством называют
мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия
Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или
воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия,
которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, критерием искусства
является способность вызывать отклик у других людей. Произведения искусства
начали создавать еще в доисторические времена, однако некоторые авторы склонны
считать искусством только профессиональную деятельность людей искусства в
современных странах Запада. Литература о собственно концепции искусства
чрезвычайно обширна. Как говорил Теодор Адорно: «В наше время считается
общепризнанным, что из всего, так или иначе касающегося искусства, ничто более
не может считаться общепризнаным».
Определение и оценка искусства как явления — предмет
непрекращающихся дискуссий. Природу искусства нередко считают «самой неуловимой
из всех загадок человеческой культуры». Одни авторы считают, что искусство —
способ выражения или сопереживания эмоций и идей, другие полагают, что это
способ исследования и оценки формальных элементов, третьи — что это мимесис или
представление. Лев Толстой определял искусство как способ непрямой коммуникации
между людьми. Бенедетто Кроче и Робин Коллингвуд развивали идеалистическое
учение о том, что искусство выражает эмоции, и следовательно, его сущность
имеет место лишь в замысле своего создателя. Теория искусства как формы имеет
корни в философии Иммануила Канта и развивалась в начале XX века Роджером Фраем
и Кливом Беллом. Взгляд на искусство как мимесис или представление восходит к
философии Аристотеля.
В эпоху романтизма традиционное понимание
искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности
человеческого разума наряду с религией и наукой». В XX в. в понимании
эстетического наметились три основных подхода: реалистический, согласно
которому эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от
наблюдателя, объективистский, который также считает эстетические свойства
объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя, и
релятивистский, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят
только от того, что в нем видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать
разные эстетические качества одного и того же объекта. С последней точки зрения
объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или
отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен.
Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может
считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения
орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его
производят на конвейере.
В своем первом и наиболее широком смысле термин
«искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту
(ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а
также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле
искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного
составления некой композиции. Вот некоторые примеры,
доказывающие[нейтральность?] широкий смысл данного термина: «искусственный»,
«военное искусство», «артиллерия», «артефакт». Многие другие широко употребимые
слова имеют аналогичную этимологию.
До XIX века изящными искусствами называли
способности художника или артиста выразить свой талант, пробудить в аудитории
эстетические чувства и вовлечь в созерцание «изящных» вещей.
Термин искусство может употребляться в разных
смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера,
потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства
(искусствоведение). «Изящные искусства» — это набор дисциплин (искусств),
продуцирующих произведения искусства (объекты), созданные одаренными мастерами
(искусство как деятельность) и вызывающие отклик, настроение, передающие
символику и иную информацию публике (искусство как потребление). Произведениями
искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного
множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть
созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и
объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через
ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим
разным целям.
|