Краски импрессионистов
В 1869 году, за три года до создания «Въезда в
деревню», у Моне, Писcарро
и Сислея вдруг возникло неодолимое желание писать пейзажи со снегом — не
только потому, что темные, коричнево-черные стволы деревьев и ветви напоминали
им арабески и изящные контрасты японских гравюр, но еще и
потому, что в этот период импрессионисты опирались в своей работе на научные
теории французского химика Мишеля Эжена Шевроля, пытавшегося доказать опытным
путем, что свет — это цвет, цвет — это свет и тень — не темнота, а уменьшение
света и отраженный свет.
Здесь будет уместно вспомнить о стремлении
импрессионистов, и особенно Писсарро, избавиться от серых, охристых и
коричневых тонов, унаследованных от Коро. Однако ни Писсарро, ни его собратьям
это полностью не удалось, поскольку они неизменно сохраняли связь с прошлым,
используя цвет для соединения, гармонизации диссонирующих тонов. Благодаря
проводимым Шевролем исследованиям колористических контрастов художники поняли,
что в состав всех природных красок входят три первичных цвета: синий, желтый и
красный. Теперь мы можем достаточно точно определить, какими же красками
пользовался Камиль Писсарро в 1872 году: это три первичных цвета плюс еще одна
красная, охра и зеленая. По существу, этими же красками продолжают работать и
современные художники, только тогда, не без влияния Шевроля, импрессионисты
придавали гораздо большее значение именно синему, желтому и красному как
основным, первичным цветам.
Морис Бюссе, известный французский художник и автор
книг по технике живописи, родился в 1897 году, то есть был современником
умершего в 1926 году Моне. В своей книге «Современная техника живописи» он
пишет, что импрессионисты использовали очень небольшой набор красок, а
некоторые из них, по существу, ограничивались всего лишь четырьмя:
ультрамарином, кадмием желтым, кадмием красным и изумрудной зеленой. Бюссе,
правда, допускает, что этот набор иногда мог быть расширен и в него в качестве
замены черной краски могли дополнительно входить краплак, охра желтая и сиена
жженая.
|