Художники пейзажисты.
К шестидесятым годам XIX века идея блага не только стала осознаваться, но превратилась в философию искусства. Ее исповедовали и старшее поколение художников, и молодое, среди представителей которого следует назвать Михаила Клодта, Евгения Дюккера, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Александра Морозова.
Еще в 1830-х годах Николай Надеждин прочно увязал идею блага с проблемой нравственности: «Когда дух покоряет природу внешнюю, ищет в ней полного выражения, тогда возникает созерцание целесообразности, идея блага, коей феномен есть чувство нравственное». Нравственная оценка наращивала свое воздействие и к 1870-м годам окрасила мощным чувством сострадания русскую пейзажную живопись. Нравственная проблема возникла в романтическом искусстве главным образом в историческом жанре и портрете, не затронув пейзажа. Нравственное чувство возникло в реалистическом демократическом искусстве в связи с рассмотрением им условий жизни народа. Формы и смысл отношения к пейзажу, понимаемому как среда обитания, были разными. К ним относится и «природа как благо».
Тема благодарения, восприятия жизни как блага - одно из важнейших направлений не только в пейзаже, но и во всей философии XIX века. Имеющая неявный источник в христианском вероучении с его мотивами добра и зла, она получила множественные трансформации в литературе и искусстве. Возникнув в начале века как теория, к концу века она превратилась в «философию общего дела». В политике эта тема впервые была осознана, пожалуй, декабристами. В уставе Союза Благоденствия стояло требование, «чтобы всех занятий, всех действий, всех помышлений последствие было - общее благо». Обязанности изящных искусств виделись в «облагородствовании и возвышении нравственного существа нашего».
В романтической литературе идея блага нашла воплощение у одного из ранних ее представителей - Александра Бестужева-Марлинского: «Теперь обратимся... к действию, душа которого есть доброта, ибо для чего иного, как не для достижения собственного или общего блага покидает человек покой бездействия?». Идея блага связывалась порой с мыслью о пользе, приносимой отечеству. Мысль эта довольно последовательно проводилась Иваном Киреевским: «... у нас есть благо, залог всех других: у нас есть надежда и мысль о великом назначении нашего отечества».
В русской общественной и философской мысли идея блага как божественного дара интерпретировалась настойчиво и многогранно. Для Михаила Бакунина «нет зла, все - благо. Для религиозного человека... все благо и прекрасно... Благодать... рассеивает туман, отделявший его от солнца». В толковании Бакунина благо адекватно прекрасному. Даже Николай Чернышевский тосковал о благе и не мог расстаться с мыслью о Боге - источнике благодати: «... очень жаль мне было бы расстаться с Иисусом Христом, который так благ, так мил своей личностью, благой и любящей человечество».
Идея блага - одна из центральных проблем народнической и религиозной мысли второй половины XIX века. В конце жизни Николай Чайковский пришел к выводу, что «... нельзя жить одними условными полезностями в царстве кесаря, не имея царства Божия с Его абсолютным благом». О благе настойчиво размышлял Лев Толстой: «... если в человеке пробудилось желание блага, то его существо уже не есть отдельное телесное существо, а это само сознание жизни, желание блага». Для русских художников идея блага сочеталась с идеей мироустройства, где Бог являлся источником всего живого на земле, в том числе и природы.
Алексей Боголюбов. Золотой рог в КонстантинополеПути приближения пейзажного образа к натуре не были едиными для всех художников. Среди них Александру Ивановичу Морозову (1835 - 1904) принадлежит особое место. Этот оригинальный живописец имеет в пейзажном искусстве свое лицо. Его творчество являет собой пример зрелого реализма, за которым стоят натурные принципы решения пейзажа: Отдых на сенокосе (около 1860), Поле зеленой ржи Летний день. Гатчино (1878).
Построение пейзажей не картинное, но вместе с тем, они и не этюды, которые на том этапе развития пейзажа не имели характера самостоятельных произведений. Композиция многих работ вроде бы случайна, в ряде случаев не приведена к симметрии, столь типичной для академического построения. Цветовые массы подчас сдвигаются к краю полотна, равновесие нарушается, хотя ощущения динамики не создается. Глядя на детально и со вкусом прописанные древесные стволы, на замшелую кору деревьев, на поразительно точно воссозданные мохнатые еловые ветви, на роскошную траву, кажется, что понимаешь задачу художника. Он стремился к предельно достоверному воссозданию естественных богатств природы, ее удивляющего своеобразия. Реальный мир подвергся захватывающему изучению, причем восторженное поклонение художника не превратилось в сухое статистическое перечисление «элементов» природы. Произведения Морозова отличают естественность и свежесть живописи, просветленность воздуха и почти физически ощутимая достоверность изображения молодой зелени. В живописи нет перенапряжения, она гармонична и как бы соответствует природному естеству. Человек слит с природой, будучи частью земной, жизненной силы. Природа в пейзажах Морозова устойчива. Статичность построения определяется совокупностью компонентов, среди которых - объемная моделировка предметов, отсутствие вибрирующего движения воздушной среды, композиционная уравновешенность.
Покои морозовских картин почти декларативно противопоставлен динамичности позднего романтизма. Покой демонстрирует постоянство природы, в которой видятся естественные, а не иллюзорные ценности.
Понятно, что в борьбе художественных направлений на пути к реализму в качестве противопоставления академизму выдвигался достоверный мир материальных предметов и естественных чувств, лишенных помпезности и патетики. Искусство как бы заземлялось, низводилось с высот взбудораженного грозового неба в плоскость «земного притяжения».
В 1860—1870-е годы искусство развивалось стремительными темпами. Даже в пределах эволюции одного художника можно заметить тенденции прямо противоположных направлений. Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) начинал с «академического натурализма» но вскоре его творчество вошло в русло реализма. Натуралистические и реалистические элементы в его работах настолько переплелись, а стилистика их настолько близка, что трудно бывает с определенностью отнести их к тому или иному направлению. В картине На пашне (1872) предметы придвинуты к переднему плану, выписаны с усердием и редчайшей тщательностью. Обнаруживая академическую выучку, Клодт скульптурно-объемно, величаво лепит фигуру лошади. Вспаханное поле тщательно проработано, тончайшим образом выписан каждый бугорок, каждый комок земли. Художник упивается ее плодородием. Нельзя сказать, чтобы в картине отсутствовала воздушная перспектива. Она есть. Она видна в «смазанном» цвете дальнего плана, в легкой серости, подчеркнувшей горизонт.
Живопись отличается не красочными прописями, а цветовой и светотеневой лепкой. Величественны горизонтали огромной равнинной плоскости. Светоносное небо посылает на землю благостный покой и мир. Это особое состояние передается нежными сиреневыми, розовыми и малиновыми тонами. В картине На пашне пейзаж совмещен с жанром. Трудно отдать чему-либо преимущество. И в этом ощущается связь с традицией венециановского творчества. Сюжет простонароден, но трактовка художником действительности происходит с позиции иной социальной категории. Жест женщины обозначает усталость. Вся солнечная цветовая гамма, жизненная крепость, ощущение радости исключает отношение к крестьянскому
Труду как к тяжкому бремени. Тема картины жизнеутверждающа, исполнение ее мажорно подобно Венециановским работам (На пашне, Весна) картина Клодта содержит оттенок сентиментальности, в свете которой трактуется мир крестьянского труда. Идиллическое сознание, предполагая приятие мира сущего, вовсе не озабочено социально-конкретным его анализом. Напротив, стремление к обьемности, к прописи деталей, желание усилить иллюзорность изображения можно рассматривать как поиск новых ценностей в искусстве. Кстати, им Коваленская отмечала эволюцию жанра и пейзажа от пространственной глубины (Сильвестр Щедрин, Максим Воробьев) к предмету на первом плане, к детальной множественности как к результату рационалистического мышления.Чувственность снижалась, трезвость, рациональность построения усиливались.
Александр Беггров. Набережная НевыЖивопись Клодта отличается от живописи его предтечи - Венецианова жесткостью, четкостью. В пластике Клодта, как и художников его круга, не проявился интерес к фактуре как к новому живописному средству обогащающему воплощение реальности. Закрепляя успех в поэтическом толковании благодатной сельской местности, раздолья полей и светлого просторного неба, Клодт написал еще несколько картин: Вечерний вид в Орловской губернии (1874), Пахари на Украине (1879) и, наконец, Лесная даль в полдень (1878), предвосхитившая тему лесных просторов, изображенных Шишкиным в картине Лесные дали (1884). Во всех работах можно отметить появление черт национального пейзажа. Он не сводится к какой-либо частной картине российской земли. Художник, выбирая характерный облик, видит в нем типичные черты России. Сочетание характерности и типичности приводит Клодта к однотипности композиции. В картине Лесная даль в полдень перламутровый рассеянный свет сглаживает резкость цветовых характеристик, что приводит к маловыразительному цветовому решению. Однако тональная система, сообщая цвету монотонность, имела свои преимущества. Она погружала лесные таежные дали в туманную дымку, смыкая горизонт с огромным небом. Клодт умело использует тщательно прописанный ближний план с одинокой сосной, оттеняя им погруженные в знойную дымку лесные пространства. Обыгрываются ассоциации: удаляющаяся кибитка - признак странствий, передвижения человека на большие расстояния. Благодаря этому знаку огромные безжизненные пространства кажутся обжитыми людьми. В этом тоже видится российская жизнь, национальный ее характер. В 1870-х годах пейзаж наполняется размышлениями о судьбах России, становится философией искусства. Он идеологизирован, но по иному, нежели в классицизме, - теперь он более емок и не сводим к одному понятию. Гулкая тишина вечереющих пространств Клодта означает благовест, адресованный родной земле.
Манящий горизонт - чисто русская принадлежность. Он призывно тянет вдаль, к освоению пространств, к лучшей доле. Горизонт в представлении русского человека всегда что-то обещает, вселяет неясную надежду. Видимо, поэтому даль растворяется в дымке, ассоциирующейся с призрачностью надежды. Может быть, притягивает не столько горизонт, сколько то, что скрывается за ним, некая домысленная реальность, в картине не обозначенная, но спровоцированная всем строем эмоционального звучания пейзажа. В представлении человека надежда стоит рядом с верой. И эта психологическая, нравственная подоснова являет собой пейзажный мотив, выраженный не сюжетом, а настроением.
Алексей Петрович Боголюбов (1824 - 1896), выйдя из Академии художеств и отказавшись от академического видового пейзажа, увлекся, будучи во Франции, пленэрной живописью. В природе он выявлял ее переходное состояние, отчего эмоциональный строй его произведений, внешне сдержанный, внутренне неспокоен. Боголюбов воспринял уроки поздних барбизонцев и предшественников импрессионистов Эжена Изабе и Эжена Будена, с творчеством которых близко соприкасается его творчество. Даже если пойти по простому пути сличения, то можно удостовериться, сколь близки, например, Деревня на берегу Уазы Шарля Франсуа Добиньи и Овер близ Парижа Боголюбова. В лучших своих работах художник сохранял коричневый тон, игравший важную роль в моделировании цветом предметных масс, и эмоциональном восприятии состояния природы. В такой образцово пленэрной работе, как Лес в Вёле. Нормандия (1871), Боголюбов использовал тонкие градации зеленого цвета, легкие скольжения валёров, сложно разработанные тоновые перетекания. Цветовая гамма высветлена воздухом, она словно напоена влажным дыханием речной или морской воды. Художник озабочен желанием совместить свое настроение с «настроением» пейзажа. По сути своей этот глубоко личностный пейзаж Боголюбова так же лиричен, как и проникновенная поэзия саврасовского и Васильевского творчества.
В попытках обретения возможности передачи трепетного состояния воздуха, мерцания воды в призрачном лунном свете Боголюбов прибегнул к приему, использующему выразительность мазка, живописной фактуры Летняя ночь на Неве у взморья (1875) полна ускользающего светового мерцания на водной глади реки. Пейзаж обладает особой подвижностью. Это впечатление сообщается зрителю прерывистым, шероховатым мазком, фиксирующим вибрацию легких волн и колебание туманного воздуха, освещенного серебристым светом луны. Живописные приемы Боголюбова близки импрессионистической технике, хотя мазок не разделен для последующего оптического смешения. Важная роль живописной фактуры приближает его живопись к пленеризму. При всей близости к барбизонской школе она имеет свои особенности Боголюбов не пытался досконально точно воссоздать фактуру предметного мира и тем самым убедить зрителя в подлинности изображенного мотива. Напротив, он устанавливал некоторую дистанцию между визуальной точностью восприятия и живописным воспроизведением, чтобы отчетливо прочитывалась красота красочного материала. Художник как бы разлагал природный цвет на составные части, а затем сплавлял в красочном месиве, создавая адекватный предметам цветовой строй, убедительный естественностью перевода языка природы на язык живописи. Нельзя сказать, что созданный на холсте мир красок был более важен для Боголюбова, чем цветовая музыка природы.
Французские работы Боголюбова отличны от пейзажей русских художников каким-то иным восприятием жизни: радостным, солнечным, сверкающим светлыми красками. К ним принадлежит Берег в Гонфлере.. Знойный день воплощен в теплых, радужных красках. Картина отличается приятие жизни, высветленного неба и божественного тепла, дающего человеку отраду. Отлив в устье реки Сены - пленэрная вещь, где плотная солнечная живопись переливается цветными оттенками, сложно вмазанными в холст и создающими впечатление естественности картины мира. Рабогы Боголюбова сродни полотнам импрессионистов, увлеченно) работавших над темой будней, в которых отражено сознание провинциального человека, удовлетворенного своим присутствием на земле.
Лев Лагорио. Северный ПейзажВ виде Голицынской больницы в Москве (1880), изображенной со стороны Хамовнической набережной, художник использовал цветовые рефлексы на глади реки, погрузив панораму в красноватый тон заката. Русское искусство этого периода уже решало пленэрные задачи, в связи с чем преодолевало тихое созерцание видового пейзажа. Пейзаж напрягался социальными проблемами, был озабочен духовным состоянием страны, поисками новых пластических решений, адекватных новым идеям, новой философии пейзажа. Произведения Боголюбова казались на этом фоне отголоском перспективно-видового пейзажа, воспользовавшегося достижениями пленэрной живописи.
Своим пристрастием к нормандским берегам (Гавр. Вход в порт во время прилива, 1876), Петербургу, Неве художник Александр Карлович Беггров (1841 -1914) напоминал Боголюбова. Увлеченный Изабе, Буденом и Иоганном Йонгкиндом, изображавшим устья рек с движущимися кораблями, порты и морские побережья с акцентом на состоянии неба, воздушной среды, Боголюбов переносил на родную почву подобные сюжеты в картинах Устье Невы (1872), Летняя ночь на Неве у взморья (1875), в которых прочитывается мотив его же картины Трепор. Нормандия. Беггрова также пленяли невские водные перспективы, торжественная красота города, достойная, по мнению художника, стать предметом искусства (Набережная Невы, 1876, Вид на Неву от Зимнего дворца, 1881; Вид на Неву и Адмиралтейскую набережную в лунную ночь; Петербургская биржа, 1891; Петербург, 1899). В картине Шевенинген. Починка рыбачьих судов (1877) точно отражено состояние атмосферы морского порта, влажного воздуха, обволакивающего предметы мягким светом и приводящего неяркие цвета к строгой гармонии. В творчестве Беггрова много непрямых заимствований. К примеру, едва ли не лучшая его работа Вид на Неву и Адмиралтейскую набережную в лунную ночь отталкивается от видов Венеции с гондолами, плавно скользящими по ночной воде.
У ряда художников можно отметить некую общность взгляда на пейзаж его интерпретацию и даже исполнение. Близость к Боголюбову нужно отметить в Виде на Неву и Петровскую набережную с домиком Петра 1 (1859) Льва Феликсовича Лагорио (1827 - 1905). Создается впечатление, что подобные сюжеты, возникшие под влиянием французского искусства, как бы включали русское искусство в орбиту зарубежного. Лагорио начинал с Нормандского берега (1859), где скалы прописаны полутонами, выявляющими красивую фактуру известняка. Далее последовали На острове Капри. Береговые утесы (1859), развивающие успех Нормандского берега Из русской тематики, являющейся вариантами французской, следует назвать Устья реки Дона, Вид на взморье (1872),Вид Кронштадтского рейда (1876) и другие. Особенно привлекателен и эффектен Вид Кронштадтского рейда, рисующий темные силуэты кораблей на фоне вечереющего неба, отраженного в водной глади залива.
Обычно художники останавливали свой взгляд на внешней стороне морского вида, лишь иногда снабжая его традиционным грозовым небом. В своей ранней, наиболее удачной работе Набережная Невы Беггров сумел выразить характерную для Петербурга угрюмость пасмурного города, холод невской воды, передать тоскливое настроение. Видимая аналогия с сюжетами морских портов Франции оборачивается своеобразной интерпретацией русской жизни.
Во Франции сюжеты с морским побережьем, устьями рек, морскими портами были продолжены импрессионистами, разумеется, в новой живописной технике. В России подобные сюжеты получили свое развитие и интерпретацию как у русских импрессионистов (северные пейзажи Константина Коровина, Василия Переплетчикова и других), так и в творчестве мастеров Союза русских художников. Евгений Эдуардович Дюккер (1841 - 1916) окончил петербургскую Академию художеств. Отправившись в качестве пенсионера за границу, он осел в Дюссельдорфе и принял предложение тамошней Академии занять место руководителя пейзажной мастерской. Работ, связанных с Россией, у Дюккера мало. Первые его картины Дубовый лес в окрестностях Ревеля (1862) Полдень в лесу (1866) совершили прорыв к красочности. Кроны мощных деревьев, написанные контражур, зажжены ярким зеленым цветом. Ориентируясь на эффектные виды, художник сохранил их красочную яркость на холсте. В таком подходе сказывается хорошая академическая выучка, но не заметно умение изыскивать в натуре мотив. Тем не менее картины художника, монументальные по духу, похожи на картины Шишкина, написанные в Германии, в Тевтобургском лесу. В Германии Дюккер общался с Шишкиным, Львом Каменевым и Арсением Мещерским, поэтому общность подхода к теме вполне объяснима. Но в картине Морской берег (Остров Рюген) (1865) обозначилось то, что называют мотивом. Иными словами, художник окрашивал сюжет своим лирическим настроением и возвращал пейзажу то состояние, которое привлекло его в природе. Морской пейзаж наполнен воздухом, влажная атмосфеpa написана тонкими валёрными отношениями, просмотренный через воздушную среду берег прописан тактично, с полным доверием к натуре. В работах Дюккера еще не проснулось национальное понимание «родных осин», которое уже пробудилось у других художников (Каменев, Крылов, Венецианов, Клодт).
Лев Каменев. Туман. Красный пруд в Москве осеньюЛев Львович Каменев (1833 - 1886) в начале пути обратился к тем истокам пейзажного искусства, которые, с одной стороны, были академически условны, с другой - намечали выходы к реалистическому пейзажу. В картинах Старый дуб (1859), Пейзаж (1861) Каменев использовал лебедевский принцип «интерьерного построения пейзажа, в котором «туннель» в природе высветляется и уносит взгляд в глубину пространства, оставляя края картины затемненными загадочным полумраком. Каменев уделял значительное внимание натуре, тщательно вырисовывал богатую и сложную листву мощных крон деревьев, придавая пейзажу усложненность уже самим повышенным вниманием к деталям. Обыгрывание светотени как ключевого фактора в эмоциональном решении темы сближает пейзажи Каменева с творчеством ранних барбизонцев, работавших в лесу Фонтенбло. Однако некоторая обжитость пейзажа человеческим присутствием, меньшая «загадочность» леса делают пейзаж Каменева интимней. Этот интимизм, лишенный, кстати, также, как и академический пейзаж, национальной определенности, свидетельствует о рождении нового пейзажного качества, в некоторой мере уже присутствовавшего в творчестве Лебедева и в большей части воспринятого Каменевым, может быть, от интерьерного жанра художников школы Венецианова.
Необычайно задушевна проникнутая человеческим теплом, трепетным, интимным отношением к природе небольшая картина Каменева Зимняя дорога (1866). Идеология картины низведена с высот значительного и торжественного представления о природе до вполне демократического сюжета и переживаний деревенского жителя. Осознание природы переведено в план реальных бытовых категорий. Зимняя дорога с заиндевевшей лошадкой, теплые избы на фоне заснеженного леса делают пейзаж соразмерным обычным человеческим ощущениям жизни, уюта, тепла. Не успев как следует освоить мир реальности в объективной и непредвзятой интерпретации, Каменев окрасил его сильным личным восприятием, сохранив вместе с тем всю прелесть его естественных качеств. Творчество Каменева соединило и реалистическое, как бы отторгнутое от субъективизма воссоздание мира естественной природы, и сильное индивидуальное чувство, окрасившее реальность светом приятия суровой русской жизни. Пейзаж отличают свобода, не ограниченная академическим каноном, простота вида, воспроизведение натуры «как в жизни», лишенной условностей изображения.
Разумеется, естественность мотива влекла за собой соответствующие живописные средства. Каменев не вышел из границ тонального понимания цвета. Но малейшие цветовые модуляции уловлены им так тонко и естественно, что живопись хочется рассматривать как пленэрную. Собственно, близость этих двух типов живописного решения в картине Каменева очевидна. Она просматривается в едва уловимых переливах тонов сложно написанного снежного поля. Она видна в пелене блеклого морозного воздуха, через который гасятся и без того неяркие цвета избушек, деревьев и дороги с лошадкой.
К 1871 году относятся картина Туман. Красный пруд в Москве осенью и, видимо, другая, меньшая работа Пруд. В том же году Саврасов выставил на Первой выставке передвижников картину Грачи прилетели. Туман. Красный пруд — очень сложно и точно написанное произведение. Оно построено на валёрах, благоприятную возможность реализовать которые дает сюжет с туманным, проясняющимся небом, чей бледный свет ложится на поверхность воды и тактично оттеняет очертания обнаженных деревьев и редких домиков. Почти монохромная живопись передает туманную влажную среду, как бы отражающую авторскос волнение.
Прототипом такого произведения, возможно, были голландские пейзажи XVII века, ассоциации с которыми невольно напрашиваются. Но настроение пейзажа Каменева характерно для русской живописи 1860-1870-х годов. Оно находится между восприятием жизни как блага и пониманием ее как тоскливого прозябания. В этом произведении художник склоняется к грустному осознанию российского бытия в стране холода и влаги. Но даже такое понимание жизни превозмогается светом надежды, сочащимся из туманного неба. Каменев с наслаждением пишет деревья, выплывающие из мглы, оттеняемой чуткими, еле приметными цветовыми переливами. Блеск зеркальной поверхности пруда и раскисший берег дополняют картину хмурого утра.
Юлий Клевер. Рыбацкая деревняПроизведениями, исполненными с максимальной преданностью натуре, являются Летняя ночь (1871), Ночь на реке (1872), Лунная ночь. Поэзия ночи, загадочность ночного светила выражены цветом, то исчезающим в коричневой темноте, то возникающим золотым отражением на поверхности реки. В пейзаже 1870-х годов усилилось значение цвета. Монохромная гамма преодолевалась возгоранием красок, приведенных к гармонии. Каменев как бы вспоминает красочную живопись романтиков, но согласует колорит с поэтическим вдохновением, вызванным переживанием фантастической ночной реальности. Приближение цветовой гаммы к натуре, извлечение из нее цветовых оттенков серьезно обогатило живопись. Былая романтическая форсированность цвета приведена в соответствие с реальным его звучанием. Правда, от прежней живописи остались эффектные приемы в виде костра, зажженного на черном фоне барки, но приемы эти здесь уместны, так как вносят цветовое оживление в картину лунной ночи.
Летняя ночь полна великолепия красок Сложный цвет неба внушает томительное настроение. Облака, пронизанные светом, напоминают о безмерной глубине небесного пространства. Глубина строится дополнительными тонами: желтый цвет лунного излучения подчеркнут холодным цветом ночного неба. От этого приема теплые тона «углубляют» холодные, создавая пространственный прорыв. Острое лирическое чувство ставит этот пейзаж в число самых примечательных «настроенческих» пейзажей как самого Каменева, так и искусства второй половины XIX века.
Каменев - необычайно чуткий художник Его проницательность распространилась и на осознание национального пейзажа, и на способность в малом увидеть специфическую особенность русской природы. Каменевская природа лишена панорамного обозрения. Удел художника - скромные ее уголки. В пейзаже Лес (1872), изображающем мощные развесистые деревья и лесную поляну, столько дикой силы, стихийного произрастания разных трав и кустарников, открывающихся в лесной прогалине полей с неприметным тихим ручьем, что характер русской природы ощущается как бы через общение с ней человека.
Запив «горькую», художник, по сути дела, кончился в 1870-х годах. Но даже за короткий срок своего активного творчества Каменев состоялся как один из лучших пейзажистов. Вспоминая его работы, Константин Коровин писал: «В них сквозила какая-то неземная поэзия русских лесов, дорог, холмов, покрытых кустами, и освещенные вечерним солнцем деревни и монастырь Св. Саввы». Поэзия каменевских пейзажей предопределила многое в творчестве художников второй половины XIX века. В них содержалось то таинственное, что поддается только интуитивному восприятию; их тихую поэзию нельзя объяснить словами. Но она слышна, музыка ее доносится скромной цветовой гаммой, обычными, родными мотивами, которыми перенасыщен русский пейзаж.
В свое время Владимир Донатович Орловский (1842 -1914) пользовался популярностью. Четыре его работы были приобретены Павлом Третьяковым, но сейчас ни одна из них не занимает места в экспозиции галереи. Имя художника предано забвению, хотя причин такой забывчивости нет. Орловский принадлежал к поколению известных живописцев - Репина, Куинджи, Мещерского и других -и успешно конкурировал с ними. Работая в эпоху смены пластических методов, он, с одной стороны, продолжил пейзажную традицию академизма, а с другой - дал замечательные образцы пленэрной живописи, ориентированной на французскую школу, - явление редкое для того времени.
За картину Вид деревни Кокоз в Крыму (1868) художник получил золотую академическую медаль первого достоинства. В ней так же, как в пейзаже В Алуште (1870), Орловский показал умение строить масштабные композиции, а следовательно - мыслить панорамными обозрениями. Об этом говорят картины Жатва (1880) Долина реки Сейма - место битвы русских со шведами (1882), Украинский пейзаж с ветряной мельницей (1882) Днепр (1882), Пруд и другие. Для всех этих произведений примечателен традиционный мотив созерцания родных просторов. Как правило, художник писал светлые равнинные перспективы с характерными замедленными ритмами горизонталей. Картина как бы составляется, довольно органично, из двух планов местности, будто поочередно зафиксированных объективом (Украинский пейзаж с ветряной мельницей, Днепр, Пруд). Такой прием позволял Орловскому спокойно созерцать уходящие вдаль просторы. Художник отказался от академических световых контрастов, но сохранил динамику движения света и тени. При этом затененные зоны плохо проработаны цветом, отчего кажутся ничего не говорящими пустотами. Между тем в пленэрной живописи того времени ставилась задача не раскраски холста, а смыслового насыщения, если не каждого мазка, то живописной поверхности в целом. Орловскому не было чуждо подобное понимание пластики, но хорошо проработанная живописная поверхность появилась у него лишь в конце 1870 - начале 1890-х годов. Колористический дар художника проявился в картине Пруд. Лирическое переживание возникает благодаря мягким, высветленным, как бы обессиленным краскам. Орловский пользуется и ярким пленэрным цветом (Долина реки Сейм), но, главным образом в пейзажах. Гоpoд Поциуоли близ Неаполя (1876) и Закат на берегу моря отличаются сочной светлой живописью. Солнечное освещение буквально зажигает цвет, передавая жар раскаленного мола, сверкающего под лучами солнца. Эффектные, но не рвущие плоскость холста изображения серебристого моря и белой накидки женщины рядом с черным цветом в работе Гоpoд на берегу моря свидетельствуют о тонком вкусе художника.
Орловский ревниво переживал конкуренцию Куинджн. Он не мог понять, как тот достигал цветовых эффектов. Напрасно мучился. Его удел - воссоздание красоты земного мира, к которому он относился с пиететом, как к источнику земного блага, созерцание которого приводит к гармоничному восприятию мира.
Василий Верещагин. Горный ручей в КашмиреИмя художника Юлия Юльевича Клевера (1850 - 1924) связывают обычно с банальными пейзажами, необычайно популярными на антикварном рынке, в которых эффектный свет расплавленного солнца сочетается с эффектными силуэтами дремучих деревьев, словно задержавшихся на земле с палеозойской эры. Картины Клевера - это своеобразный кич, перемежающийся с произведениями художественно состоятельными. Среди последних Лес (1880), Деревня на острове Нарген (1881), Заброшенная мельница (1890), Забытое кладбище (1890) и другие.
В пейзаже Деревня на острове Нарген холодное море накатывает волны на заснеженный берег, контрастно сопоставленный с красным закатным небом. Живопись лишена тонких цветовых модуляций. Грубые краски как бы обозначают цветовые аккорды, что сообщает картине броскую выразительность. Протяженные горизонтали моря, неба и уходящей вдаль деревни усиливают впечатление суровости природы, за которой просматривается второй эмоциональный план композиции - пронзительное одиночество людей, проживающих в тяжелых условиях холодного климата. Клевер не заботится о пленэрности, чувствительности живописного языка. Его пластика акцентирует основные цветовые характеристики пейзажа, отчего колорит приобретает декоративную яркость, граничащую с впечатлением ненатуральности.
Василия Васильевича Верещагина (1842 - 1904) нельзя отнести к пейзажистам. Все свои силы он отдавал изображению войны. Но за время экспедиций в Среднюю Азию, Монголию, Индию, Мексику, Японию, на Кавказ и на театр русско-турецкой войны он накопил большое количество пейзажных этюдов, многие из которых иначе, как шедеврами, назвать нельзя. Этот огромный материал являет собой нечто вроде записной книжки, в которой отложились красоты мест, обычаи, архитектурные памятники и другие достопримечательности, многие из них имеют этнографический характер.
При создании туркестанской серии Верещагин использовал яркий цвет, соответствующий краскам знойной пустыни. В 1870-е годы никто из русских художников не достигал такой интенсивности цвета, исключая, может быть, Куинджи. Это была своего рода новация. Тем не менее на нее специалисты не обращают внимания только потому, что художник якобы бесстрастно изображал видимый мир. В приложении к Верещагину возникает постоянный вопрос: может ли натуралистическое изображение достигнуть уровня искусства, или оно останется бездушной фотографией? Между тем природа для верующих одухотворена Богом, для неверующих - Карлом Марксом. Жизненная пульсация ее видима в каждой травинке. Мир исполнен красоты. И если художник оказывается в состоянии воспроизвести эту красоту пластическими средствами, то неизбежно это станет искусством. Верещагин остро чувствовал прекрасное и умел его передать, не позволяя себе произвольной интерпретации божественного создания. Это можно понять по небольшой картине Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1874-1876) и многочисленным индийским, туркестанским и крымским этюдам: В горах Алатау (1869-1870), Гималаи вечером (1874-1876) , Близ Георгиевского монастыря. Крым (конец 1880-х-1890-е) и многим другим. Последняя из упомянутых работ, окрашенная лирическим чувством, исполнена нежными вечерними красками, располагающими к созерцательному настроению. Именно этим настроением она близка к картине Айвазовского на тот же сюжет. В конце века живопись Верещагина изменилась. Она утратила глянцевый оттенок первых работ, став в работах японского цикла пастозной и как бы более емкой и светлой.
Верещагин не «удваивал» натуру. Он передавал ее естественную красоту, стараясь одухотворить ее своим переживанием. Натура казалась ему абсолютом, который нельзя искажать произволом авторского воображения. На перепутье этих двух начал и возникло пейзажное искусство Верещагина.
Источник: http://www.mihajilovaalena.ru/news/khudozhniki_pejzazhisty/2012-11-22-22 |